Рисование и наука

Рисование можно использовать как метод исследования.

рисование и наука

“В основе метода лежит проективная методика. Назначение подобных методик – исследование внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют любые исследования, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто.

Например,проективные методики широко применяются в исследованиях рынка, так как производителям и рекламным агентствам важно ответить на вопросы:
– Почему потребителям нравятся или не нравятся те или иные товары?
– Что влияет на их решение о выборе того или иного продукта?
– Какой имидж марки сложился в глазах потребителей?
– Какие моменты в рекламе могли бы оказать влияние на желание потребителей купить продукт? и т.д.

На первый взгляд, ответы на эти вопросы можно получить, спросив потребителей «в лоб», но в этом случае велика вероятность ложной информации. Часто реальное положение вещей не осознается человеком, так как скрывается от его сознания с помощью психологической защиты.
Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту. То есть, таким образом, мы можем узнать реальное отношение потребителей к исследуемому предмету.

Наш исследовательский опыт показывает, что рисование ситуации, будь то прошлое, настоящее или будущее весьма полезное занятие. Интерпретация рисунков коллегами дает возможность по-новому посмотреть на ситуацию, увидеть все со стороны, получить экспертную оценку, найти новые грани своей работы и новые возможности. Конечно, рисование требует от художника напряжения фантазии, творчества, но еще оно дарит улыбки, удовольствие и хорошее настроение.”
Автор: Медиа-консультант Ольга Карпова 

“Недавно под руководством Марины Алексеевны Венчатовой были проведены исследования «творчества» человекообразных обезьян, целью которых было выяснить, могут ли человекообразные обезьяны при помощи различных пишущих инструментов рисовать, как люди. Доклад о результатах исследования Марина Алексеевна недавно представила в Государственном Дарвиновском музее в Москве.”
“Какова практическая польза человечеству от исследований в области этологии, кроме чисто познавательной? 
(Игорь Евгеньевич)
Этология приносит много практических результатов. Например, в области охраны редких и исчезающих видов: мы не можем охранять то, что не знаем, но благодаря этологии меры по сохранению редких видов становятся более эффективными. Знания по поведению животных практически могут помочь в создании соответствующих условий и продлить жизнь животных в зоопарках. Ведь только опираясь на знания, можно снижать стресс животных (например, формируя группы животных с учетом их социальной организации, и т.д.). В Чехии, например, этологи обнаружили, что от способа и времени содержания рогатого скота на скотобойнях зависит качество мяса – это звучит довольно жестоко, но хорошо иллюстрирует, что фундаментальные исследования приносят пользу, которую можно подсчитать в рублях и копейках. С другой стороны, даже если человечество не получит ни рублей, ни копеек, но сохранит хотя бы часть того, что его окружает, оно будет намного богаче.

Могут ли приматы, обученные рисовать, передавать свои мысли и желания через рисунки? Способны ли приматы понимать условные рисунки? Например, увидев круг с исходящими от него отрезками прямых линий, человек довольно быстро и уверенно ассоциирует этот рисунок с солнцем даже если оно не выполнено желтым цветом на голубом фоне. Человек легко распознает животных и предметы повседневного быта по их достаточно грубым контурным изображениям. Способны ли приматы на это? Если научить обезьяну ассоциировать рисунок тарелки с тарелкой и рисунок ложки с ложкой, то надо ли ее специально обучать подобной ассоциации в случае с вилкой или кружкой? Или она способна сама экстраполировать такие ассоциации на новые предметы?
(Руслан)

Приматы посредством рисунков передают свои эмоции, но не наши (человеческие). Мы можем только по их внешним проявлениям и схожести с проявлением человеческих эмоций предполагать, что они, может быть, думают. Но это все еще на уровне предположений. Единственные приматы, которые рисуют и комментируют свои рисунки (что они нарисовали), – это те, которые используют языки-посредники, например, язык жестов. Самец гориллы Майкл говорил, что он нарисовал. Но таких приматов меньше, чем пальцев на одной руке. Приматы способны узнавать предметы по изображениям. Например, в эксперименте с шимпанзе им предлагали составить пирамиду из предметов (цилиндры, кубики) по схематическому рисунку, и они это делали. Более того, если приматы знали как звучит название предмета, они были способны по звуку найти соответствующую карточку с рисунком или фотографией. Например, бонобо Канзи слышал в наушниках слово “банан” или “лук” и находил фотографию с этим предметом. Экстраполировать способны не только человекообразные обезьяны, но и другие животные, например, серые вороны.”

Автор: Профессор Марина Ванчатова читает лекции в нескольких европейских университетах — во Флоренции, Портсмуте, Дархэме и Вене. Она— автор трех монографий и более чем 60 научных работ. Марина Алексеевна – выпускница Пермского государственного университета, в Чехию переехала в 1982 году.
Другие интересные факты можно прочитать по ссылке

Рисунок может также рассматриваться как способ исправления эмоциональных проблем.
Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет
Автор(ы): Бахурина Елена

“Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста.(1) Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой — такие, как рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов и т. д. (2).

Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке. Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.) (1,4). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы.

Последний фактор оказывается немаловажным: обустройство помещения для игротерапии, например, требует значительных организационных и финансовых затрат. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:
детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

В основу методики легли следующие принципы (3,4):
рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;
рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;
любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка ;
рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;
главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке — метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок.
принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;
терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов;
присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;
каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:
умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;
ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы. В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.”

Советуем к просмотру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ 5 = одиннадцать

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>